Вождение автомобиля ухудшает восприятие речи

Известно, что разговоры за рулем, например, по мобильному телефону, мешают вести машину. Как выяснилось, верно и обратное: вождение автомобиля снижает навыки изучения и применения языков. Американские ученые утверждают, что человек, который находится за рулем, воспринимает чужую речь на 20% хуже, чем обычно.

Ученые из университета штата Иллинойс, США, обнаружили, что во время вождения автомобиля у человека снижаются способности к восприятию речи. Как сообщает Гэри Дэлл (Gary Dell), специалист из психолингвистике, работающий на кафедре психологии университета штата Иллинойс, это первая научная работа, которая позволяет сделать вывод о наличии такой взаимосвязи. Два ранее проведенных исследования, напротив, говорили о том, что вождение автомобиля никак не влияет на точность понимания речи.

Исследование проводилось на симуляторе вождения в Научно-техническом институте Бекмана, штат Иллинойс. Испытуемые работали в парах – один из них играл роль водителя, а второй поддерживал с ним беседу либо находясь непосредственно рядом в кабине, либо по мобильному телефону. В исследовании приняли участие 96 участников. Половина из них были старше 65 лет, остальные находились в старшем подростковом возрасте или в возрасте двадцати с небольшим лет. Участники исследования либо сидели в неподвижном транспортном средстве, либо двигались по оживленной трассе. Одновременно их напарники рассказывали им разные истории, которые они затем тут же должны были пересказать. В ходе эксперимента каждому водителю рассказали по четыре истории. После его окончания испытуемых попросили вспомнить все, что смогут, из того, что они услышали.

Ученые заметили, что восприятие и запоминание речи у тех, кто был участником дорожного движения, было хуже, чем у тех, кто сидел в неподвижном авто, в среднем на 20%. При этом уровень ухудшения был одинаковым как у пожилых людей, так и у молодежи. «Со стороны может показаться, что поддерживать разговор и слушать то, что тебе говорят, совсем не сложно. Но на самом деле это не так. Формирование и распознавание речи – это задача, требующая внимания, и она конкурирует с другими задачами, требующими внимания – такими, как, например, вождение автомобиля», – заметил Гери Делл.

Доклад об исследовании был опубликован в журнале Psychonomic Bulletin & Review.

Добавить комментарий