Первый класс — на 12

Фото: 

Поите школьника льняным отваром и научите сидеть, как йог.

С наступлением 1 сентября в жизни многих семей начинается один из самых ответственных периодом: всем — и родителям, и детям — надо поменять распорядок дня и привыкнуть к более жесткому режиму дня, домашним заданиям и школьным проблемам. И первый год учебы может оказаться тяжелой ношей для многих детей: у одних начинает шалить желудок, у других падает зрение, а третьи и вовсе из-за постоянных стрессов не хотят ходить в школу. Чтоб не допустить таких проблем, мы предлагаем заботливым родителям прислушаться к советам Светланы Ворониной, главного гастроэнтеролога г. Киева, Татьяны Белоусовой, детского и семейного психолога Психологического Центра ALTERA, и научить ребенка делать простые, но очень эффективные упражнения, которые под руководством тренера центра «Маленькое счастье» Елены Николайчук выполнил Ильюша Приходько.

10 ЗАДАЧЕК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1. Оборудуйте правильное рабочее место

Если позволяют финансы, приобретите специальные стул и парту для малыша. Если нет такой возможности, воспользуйтесь подручными средствами. Очень удобно, если на спинке стула в области поясницы будет специальный валик, не дающий мышцам перенапрягаться. Ступни ребенка должны упираться в пол так, чтобы угол между бедром и голенью был прямой. Острый угол говорит о том, что стул маленький, тупой — стул велик. Край сидения не должен упираться в подколенную чашечку. Глубина столешницы должна быть 60—80 см, ширина — 120—160 см. Учебники нужно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать сбоку от маленького ученика, частые наклоны головы перегрузят шейный отдел и спровоцируют головные боли.

2. Следите за питанием

По утрам перед школой ребенку необходим хороший завтрак. Но это должен быть не просто бутерброд, а полноценная горячая еда. Приготовьте теплую пищу: кашу, омлет, запеканку, сырники. Полезные вещества поступают в кровь, и та в свою очередь питает мозг, который будет активно работать. В качестве перекуса в школе давайте ребенку с собой галетное печенье и яблоко. Бутерброды с маслом и колбасой могут быстро испортиться в теплом помещении. Самым сытным должен быть обед. Ужинать нужно не позднее, чем за 1,5 ч до сна.

Очень полезно первоклашкам будет попить отвар из семян льна, который обладает обволакивающим действием и является профилактикой школьного гастрита (он часто возникает из-за нервных перегрузов и неправильного питания). Залейте 2 ст. л. льна стаканом кипятка, перемешивайте в течение 15 мин. Давайте ребенку за 30 мин. до еды 3 раза в день.

3. Желайте ребенку хорошего дня

Провожая первоклашку в школу, ни в коем случае не прощайтесь с ним с помощью фраз: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.д. Так ребенок будет «запрограммирован» вами и очень расстроится, когда у него что-то не получится. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то...», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка. Пожелайте лучше ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

4. Научите ребенка делать зарядку для спины

Многие искривления позвоночника закладываются как раз в 6—7 лет. Это период бурного роста скелета ребенка, на который накладываются большие нагрузки (уроки, портфель). Вследствие искривлений позвоночника страдает не только сама спина, но и многие внутренние органы (сердце, легкие, желудок). Поэтому родителям важно именно сейчас научить свое чадо «держать спину», чтобы сформировать правильную осанку. Для этого приучите ребенка ежедневно выполнять 10 простых упражнений. Для начала пусть ребенок просто походит 1—2 минуты, стараясь ровно дышать, затем можно переходить к упражнениям. Спустя месяц регулярных занятий ваш школьник уже должен хорошо контролировать свою осанку и вам скоро не придется постоянно стучать его по спине и делать замечания.

Наклоны. Исходное положение — сидя с вытянутыми вперед ногами на полу. Нужно попытаться наклониться как можно ниже и обхватить руками пальцы ног. Подняться в исходное положение и повторить 5 раз.

Махи ногами. Исходное положение — лежа на правом боку, правая рука под головой, левая перед собой. Медленно поднимать ровную левую ногу вверх и опускать 15 раз. Повторить упражнение для правой ноги, перевернувшись на левый бок.

Книга. Исходное положение — вис на шведской стенке. Ягодицами и спиной нужно плотно прикасаться в стене. Медленно поднять ровные ноги, не отрывая ягодиц, повторить 5 раз.

Йог. Исходное положение — поза йогов с сомкнутыми ступнями ног. Держать спину прямо и сидеть 15—20 секунд, расслабиться и повторить 7 раз.

Солнышко. Поставьте малыша вплотную к ровной стене, следя за тем, чтоб он касался стены тремя точками — плечами, попой и пятками. Руки поднять вверх и медленно опускать в стороны по кругу, не отрывая от стены. Повторить 5—7 раз.

Стульчик. Исходное положение то же, руки вдоль туловища, ладонями к стене. Медленно, не отрывая тела, скользить по стене, стараясь присесть. Повторить 5—7 раз.

Замок. Исходное положение — стоя. Отвести одну руку за голову, вторую — за лопатки, попытаться сомкнуть руки или как можно больше приблизить их друг к другу. Повторить 5—7 раз.

Ванька-встанька. Исходное положение — лежа на спине. Плавно, стараясь держать спину ровной, подняться в положение сидя. Опуститься, повторить 5—7 раз.

Лодочка. Исходное положение — лежа на животе. Руки отвести назад, приподнять голову и плечи и медленно оторвать от пола ноги. Задержаться в таком положении 5 секунд, опуститься, повторить 5 раз.

Полумостик. Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно приподнять таз, чтобы образовывалась прямая линия. Задержаться на пару секунд и на выдохе опустить таз. Повторить 7 раз.

5. Берегите зрение

Уже к концу первого класса многие ребята начинают жаловаться на ухудшение зрения и даже носить очки. Постоянные занятия — большая нагрузка для неокрепших глаз. Чтобы помочь зрению малыша, включите в рацион черные ягоды, рыбий жир, печень, морковный сок с оливковым маслом — они богаты витамином А, который улучшает зрение, снимает утомление с глаз. Приучите ребенка утром не вставая с кровати вращать зрачками с закрытыми глазами по часовой стрелке и против нее, потом «посмотреть» направо и налево, а только потом открывать глазки. В течение дня глазам ребенка нужен отдых. Когда ребенок выполняет домашнее задание, следите, чтобы каждые 20 минут у него был перерыв. В это время лучше делать глазную гимнастику: пусть малыш встанет возле окна, сосредоточится на нарисованной на нем точке и посчитает до 10.

Если у вашего малыша слабое зрение — обязательно предупредите об этом учителя и попросите посадить на первую парту. Ограничьте дома просмотр телевизора и сидение перед монитором: компьютерные игры сильно напрягают зрение, поэтому, если ребенок занимается уроками, а потом сразу же пересаживается к «лучшему другу» — проблемы с глазами не заставят себя ждать.

Внимательно следите за расстоянием между глазами ребенка и рабочей поверхностью: оно должно соответствовать 30—35 см. Такая дистанция обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. На рабочем столе школьника с левой стороны обязательно должен стоять светильник — помимо основного освещения. Но светильники с люминесцентным освещением можно использовать только с 12 лет — они очень утомляют глаза, поэтому лучше пользоваться обычными ламповыми.

6. Делайте домашнее задание вовремя

Многие родители не разрешают ребенку делать домашнее задание самостоятельно или на продленке, и поэтому он садится за уроки, когда папа или мама приходят с работы, то есть в 18—19 часов. А в это время у ребят самая низкая работоспособность, они быстро устают, нервничают и часто плачут, отказываясь делать уроки. Оптимальное время для домашнего задания — 15—16 часов. Всегда нужно начинать с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад. И не старайтесь сделать все уроки сразу, не перегружайте ребенка. Продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 8 минут, а оптимальная продолжительность непрерывного письма — 2 минуты. Кроме этого, через каждые полчаса занятий нужно делать 5-минутную гимнастику для рук. Вспомните старый стишок: «Мы читали, мы писали, наши пальчики устали» и сжимайте пальцы вместе с ребенком.

7. Следите за режимом сна

Спать первоклассник должен 11—12 часов в сутки, при этом шестилеткам необходим 1—2-часовой дневной сон. Не забывайте проветривать комнату перед сном. Если у ребенка нарушен сон, вечером предложите ему теплую расслабляющую ванну и положите подушечку с мятой, мелиссой и зверобоем у изголовья его кровати. Аромат этих трав успокаивает нервную систему. И помните, что даже «совсем большие» дети в 6—7 лет очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

8. Отдыхайте спокойно

Всячески развлекать по вечерам и на выходных первоклашку не надо. Так вы еще больше перегрузите его напряженную нервную систему. Замените хотя бы на два месяца шумные компании и развлекательные центры отдыхом на природе, чтением книг или катанием всей семьей на велосипедах.

9. Почаще хвалите

Каждый вечер общайтесь со своим первоклассником, внимательно слушайте его рассказы о школе, обсуждайте все события, происходящие в его жизни. Чаще хвалите малыша, он нуждается в вашей поддержке. Поощряйте каждое маленькое и большое достижение: дело в том, что особенно в возрасте 6—7 лет дети ориентированы на реакцию взрослых.

10. Не перегружайте портфель

Часто можно увидеть школьников, похожих на улиток — они, как домик, тащат свой рюкзак. И бывает ощущение, что этот «домик» гораздо больше самого хозяина. Такие перегрузки чреваты плохой осанкой, сколиозом. Поэтому следите, чтобы школьный портфель вашего ребенка не был перегружен.

УЗНАЙТЕ ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ

В этом году всех родителей школьников заранее оповестили, что 1 сентября нужно прийти в школу не с пустыми руками, а со справкой, в которой указана группа здоровья ребенка. И многие из нас недоумевают — зачем им эти лишние хлопоты? Дело в том, что школьные занятия физкультурой — это огромная нагрузка на растущий организм, и вы должны быть уверенны, что вашему малышу она под силу. В зависимости от состояния здоровья с самого рождения все дети делятся на группы, и для каждой из них должны быть разработаны свои физические нагрузки. Уравнивать всех детей в классе нельзя: то, с чем легко справляется ребенок с I группой здоровья, совсем не под силу ребенку III—V группы.

Группа I — дети здоровые, с нормальным психическим развитием и болеющие не чаще 3—4 раз в год. Дети этой группы не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов.

Группа II — дети здоровые, но которые могут иметь небольшие проблемы со здоровьем, например, ребенок может страдать аллергическим заболеванием или иметь лишний вес. Также — дети с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии (не менее 3—5 лет) или частыми ОРЗ.

Группа III — дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития с периодами обострения.

Группа IV — дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья со сниженными функциональными возможностями.

Группа V — это самая тяжелая группа здоровья: дети, больные хроническими заболеваниями со значительно сниженными функциональными возможностями, инвалиды.

Отсюда можно легко сделать вывод, что посещать уроки физкультуры могут только ребята I группы и часть детей II группы (если врач не накладывает «табу» на занятия). Но это ни в коем случае не означает, что дети III—V групп должны быть освобождены от «физ-ры» и тоскливо сидеть на скамеечке. Спортивные нагрузки им необходимы даже больше, чем здоровым детям, только они должны быть дозированными и умеренными. Такие ребята должны ходить на ЛФК (лечебная физкультура) под контролем квалифицированного педагога и врача.

Татьяна Приходько
Категории: 
Теги: 

Добавить комментарий